Национальный стандарт РФ «Платформа «Автодата» ГОСТ Р 59237-2020 утверждён и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1244-ст с 1 марта 2021.
Что такое Автодата?
«Автодата» - навигационно - телематическая платформа, предназначенная для сбора данных из информационных систем различного назначения, содержащих информацию об эксплуатации транспортных средств, о транспортных средствах и их владельцах, о дорожной инфраструктуре и иную информацию автотранспортной сферы, в том числе связанную с логистикой людей и вещей.
Суть законопроекта об «Автодате»
Данные производителей, собственников автомобилей и владельцев дорог в обязательном порядке планируется размещать на цифровой платформе «Автодата».
Собственники автомобилей будут передавать данные через посредника
На платформе в обезличенном виде будут представлены в том числе технические и навигационные данные, данные бортовых систем, телематических устройств и систем Connected Car. Доступ к данным для третьих лиц будет платным, за исключением случаев, когда они необходимы для безопасности.
Какие данные хотят получать
от российских автомобилей разработчики «Автодаты»?
Перечень опубликовал «Ъ». В нём определены четыре блока данных, касающихся безопасности: - общественной - дорожного движения - повышения эффективности движения -окружающей среды. Информация будет обрабатываться в том числе с целью выявления потенциально опасных транспортных средств и обеспечение розыскных мероприятий. Законопроект об «Автодате» впервые получили для ознакомления автоконцерны.
Как именно?
Автопроизводитель должен раз в минуту собирать навигационные данные (координаты, направление движения, скорость) и информацию о динамике движения (ускорения, нагрузка на ось, срабатывание систем помощи водителю (ADAS), антиблокировочной и антипробуксовочной систем, сигнализации, экстренного торможения и пр.)
Автопроизводитель должен раз в полчаса получать от машин информацию о состоянии фар и габаритных огней, медленно движущемся автомобиле, дорожных работах, снижении видимости, препятствиях на дороге, а также признаках усталости водителя. Такая же частота передачи предусмотрена и для данных о срабатывании индикатора ошибки двигателя, неисправности тормозной системы, износе тормозных колодок.
Автопроизводитель должен раз в 15 минут передавать все полученные данные в платформу «Автодата». В сообщении будет VIN-номер машины, категория и экологический класс, расчетная грузоподъемность, а также идентификатор сообщения.
Поставщики продуктов питания, потребительских товаров, логистические ассоциации, производители автомобилей, IT-сектор, включая Яндекс и Mail.ru, операторы уже существующих навигационных систем, Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Российский автотранспортный союз. Даже Минпромторг поделился с Коммерсантом, что уведомил Правительство о принципиальном несогласии многих участников рынка с идеей законопроекта.
Мнение российского автопрома
Гендиректор КамАЗа Сергей Когогинотметил, что не разъяснена цель внедрения «Автодаты» для производителей и эксплуатантов. «При чем здесь эти товарищи из «Автонета»? Мы хотели создать консорциум, который полезен всем автопроизводителям, а получился консорциум, который хочет иметь денежные потоки на информации, которую мы же сами и генерим».
Директор по связям с госорганами группы ГАЗ Александр Жарков призывал вернуть документ на доработку, «так как мнение основных участников отрасли по вопросу не учтено». Группа ГАЗ голосовала против создания платформы и называет абсурдным то, что производителям машин и владельцам парков придется инвестировать огромные средства в установку оборудования и программного обеспечения, а получать коммерческую выгоду будет назначенная третья сторона.
Кто за?
В Nissan считают реализацию проекта важной и своевременной и подчеркивают, что «требования к автопроизводителям должны быть разумными и соответствовать общемировой практике.